Главная » Статьи » РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ XIX ВЕКА В ИТАЛИИ » БАСИН Петр |
Басин Петр Васильевич (1793, Санкт-Петербург - 1877, там же) Живописец. Автор религиозных, исторических и пейзажных композиций, монументалист, гравер. Сын петербургского чиновника. С 1811 посещал рисовальные классы при Академии художеств (далее ИАХ) как посторонний художник. В 1813 получил малую и большую серебряные медали. С 1816 занимался живописью у В.К. Шебуева. В 1818 г. за картину на сюжет, им самим избранный: "Христос изгоняет торгующих из храма" назначен пенсионером в Рим с содержанием из сумы Кабинета Его Величества. Отправившись в Рим в 1819 г., Басин пробыл там 11 лет. Во время пребывания в Риме Басин проявил себя как талантливый художник. Из его работ этого периода надо отметить во-первых копии, повлиявшие в известной степени на его собственный стиль. Из произведений Рафаэля им были скопированы несколько фресок, находившихся в Ватикане, а именно: "Изведение апостола Петра из темницы" (1827, Музей Академии Художеств), "Больсенская месса" (1828, там же) и (позднее) "Аполлон и муза", а также изображение Сивилл в церкви S-ta Maria della Pace, изображение, которое по степени совершенства ставится обыкновенно наряду с известными Сивиллами Микельанджело в Сикстинской капелле, но отличается от этих последних более мягким, грациозным стилем. Из картин Доменикино им было скопировано "Приобщение св. Иеронима" и некоторые из фресок в церкви в Grotta-ferrata, близ Рима, относящихся к жизни св. Нила. Копии с Ватиканских фресок и "Приобщение св. Иеронима" находятся в настоящее время в Академии художеств. Все эти работы способствовали усвоению Басиным стиля римской художественной школы, главным образом того периода, когда она начала уже превращаться в ложноклассический ("академический стиль"). — Этому способствовали также и работы Басина над копировкой античных статуй в Ватикане и в музее Неаполя, который он посетил в 1822 г. Ко времени пребывания в Италии относятся и первые самостоятельные работы Басина. В эти годы Басиным написан ряд полотен на мифологическую тему, согласно основному направлению его учебного заведения – академизму. В частности, это картины "Фавн и Нимфа" , «Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели» (1821) и «Сусанна, застигнутая старцами в купальне» (1822), принадлежащие Государственному Русскому Музею. Самое значимое произведение Басина, изображающее античный исторический сюжет – написанная в 1826-28 годах картина «Сократ при осаде Потидеи защищает Алквиада», является итоговой работой итальянской стажировки художника. Выставленная в Риме, она принесла автору успех. При перевозе полотна на корабле в Петербург оно сильно пострадало от постигшего судно кораблекрушения, но было подправлено автором в 1830 году, по возвращении в Россию. Сюжеты других навеяны уже итальянской современной жизнью, как напр.: "Фраскатанские прачки", "Фраскатанские игроки", "Землетрясение в Рокка-ди-Папа в 1829 г." (1830 г.), "Разбойник, похищающий девушку от ее матери". Встречаются и портреты — семейства полковника Лорера, М. Я. Нарышкиной и семьи князя С. И. Гагарина (ИРЛИ), «Неизвестной с девочкой» (1822), «Портрет художника Сильвестра Щедрина» (1823, ГТГ), «Клодина Нантен» (1827). Басин работает и над пейзажами – картины, созданные в 1820-х: «Итальянский пейзаж», «Вечерний пейзаж…», «Вид в окрестностях Субиако», «Пейзаж со стадом коз», посвящены видам Италии. . В 1830 г., по желанию Императора Николая I, он был вызван в Россию для работ в строившемся в то время Исаакиевском соборе, где и находятся главные его произведения. По возвращении в Россию, за картину "Сократ, спасающий в сражении при Потидее Алкивиада", Басин был назначен академиком, а в 1830 г. получил звание профессора второй степени, уже без программного испытания, как художник, приобретший общую известность. В 1846 г. получил звание профессора первой степени, а в 1856 г. — заслуженного; в 1859 г., по случаю нового устава Академии Художеств, Басину было поручено преподавать и натурном классе.В 1831 был признан академиком и зачислен в штат ИАХ. В 1836 получил звание профессора 2-й степени, в 1846 - 1-й степени, в 1856 - заслуженного; преподавал в ИАХ до 1869. Совместно с А. П. Сапожниковым перевел на русский язык "Анатомию для живописцев и скульпторов" Ж. Дель-Медико (СПб, 1832). В 1832-1833 выполнил живописный плафон "Аполлон и музы" для Пименовского зала ИАХ, одновременно начал работу над убранством академической церкви Св. Екатерины, которую завершил в 1837. Участвовал в восстановительных работах в Зимнем дворце после пожара 1837: написал около 40 мифологических фигур (часть для Помпейской галереи)" . Для церкви Зимнего дворца Басин восстановил погибший в 1837 году от пожара плафон «Воскресение Христово», выполненный в 18 веке венецианским художником Франческо Фонтебассо. Подробнее см. - http://www.virtualrm.spb.ru/ru/node/7994 http://antikvarpiter.ru/biografiya-hudozhnika-petr-vasilevich-basin/#!prettyPhoto http://antikspb.ru/pyotr-vasilevich-basin/ http://artru.info/ar/bio/5235/ Источник: http://www.virtualrm.spb.ru/ru/node/7994 | |
Просмотров: 260 | |
Всего комментариев: 0 | |